Я буду скитаться
аллеями царского парка,
Навылет дворцы пролетать по оси анфилад,
Всходить на мосты и спускаться под тёмные арки,
Легко налегке проникать через прутья оград.
Что было, едва ли имеет большое значенье,
Что есть – уж не лучше ль можно скорее забыть
Что будет, что будет – лишь это источник мучений
Что будет с тобою, и с нами, и будем ли быть..
Россия, Россия, Россия, Россия, Россия
Не слёзы – то дым твоих новых каждений глаза мне застил
Ты словно Израиль живёшь ожиданьем Мессии,
Не видя, как я, и как будто навеки застыв.
Твой сын, пусть твоей обойдённый любовью,
Но всё же
И в сей ипостаси я вправе ответ получить
На вечный вопрос тот: доколе, Россия, доколе
Нам мукой и болью избрания бремя влачить?
Погосты…Куда бы ни шёл, ты в итоге выходишь к погосту….
И это и есть для всего твой последний ответ?
Они – твое вечное, верное, вещее войско
Ответов иных у тебя не бывало. И нет?
Я буду скитаться руинами царского парка,
На ощупь дворцы пробредать вдоль оси анфилад,
Вползать на мосты и срываться под сонные арки
Пускай всё молчит, я ответу и этому рад!
Ливадия-Москва 2001
Песнь о России № 2
В своей стране я словно иммигрант,
Из горних мест сорвавшийся ЗК
Порой зайдёшь в читальню или в банк
И прочь бредешь, не разбирая языка.
Зато здесь можешь быть и без вина ты пьян
Как там, вверху, наказан без вины-
От струй хмельных, стекающих с реклам,
Хмельных паров, сочащихся с витрин.
И мнится, будто угодил в бедлам,
Что третьим в списке, где «тюрьма, сума…»
Из всех «святых чудес» он всех милее нам,
А может быть и сам уже сошел с ума….
-«Россия, эй, с чего одебелела?
Откуда у тебя заморский сей прикид?
Ужель так прибыльна своим торговля телом
Иль крупный прикуп удалось купить?»
А, понял, верно, ты отрыла клад,
Так значит вновь живёшь копанием могил?
Нет, прочь отсюда, прочь, пора назад
Пока не поздно прорываться до своих….
На паперти толпа. Одета в хлам и рвань.
Ну эта то, поди, не выдаст, коль не съест.
Для них любой «мил человек», коль арестант,
Особенно когда сбежал из дальних мест
И мне уж кажется: я счастья их гарант
«За мной, в атаку, «золотая рота»*!
Прорвёмся силою в небесный вертоград
Вкусим сполна от райского чертога!»…
Нет, впрямь: я или пьян или сошёл с ума
А сзади в спину крики, ругань, гогот…
В своей стране я словно иммигрант
Опальный ангел, больно падший ниц.
Порой зайдёшь на рынок или в храм
И прочь бежишь, не разбирая лиц.
*жаргонное название профессиональных нищих
2002
Песнь о России № 3
С добрым утром, родная страна,
Та, где правит бал сатана.
Ты уже с рассветом пьяна
Или это вчерашний хмель?
И едва покинув постель
Ты опять спешишь на панель
Протянуть еще до утра.
.........................
Я тебя у дверей буду ждать
Чтобы вновь и вновь повторять:
«С добрым утром, родная страна,
Та, где правит бал сатана …»
и т. далее по тексту
2006
Новый Чингисхан
Мать сына растила, чтоб шел по стопам
Чингисхана,
Ночами на картах сражений гадая,
В главы повороте черты узревая,
И Цезаря, и Александра...
Сын вырос поэтом.
Прости меня, мама.
За роскошь чужих городов,
Назначенных скрыться под пеплом.
За слёзы безутешных вдов.
Мечты, что развеяны ветром.
Так ль важно, что вызвало это:
Империи треснувший щит,
Открывший врата униженью,
Позорная робость мужчин,
Оставивших строй до сраженья?
А женщин ли стоит корить,
Чьи лона иссохли до срока:
К чему безотчетно плодить
Рабов, что врагу лишь подмога.
И это моя лишь вина,
Пусть в слове достиг совершенства,
За всё непомерна цена:
И мор, и раздор, и бесчестье.
И нам лишь осталось испить,
Испить до конца эту чашу:
Тебе уже поздно родить
Наследника славы вчерашней...
Но чу - вдохновения миг.
Я слышу, пусть тайный, пусть робкий,
Рождения нового крик,
Из недр сокрушенной подлодки.
А, значит, что мы не умрем,
Что даже средь глада и мора,
Пусть в слове, но всё же дойдем,
Дойдем до последнего моря...
Мы еще наверстаем!
Правда, мам.
2000
Последняя Битва
The LAST BATTLE
Юноше в дальней глухой деревне забытой
Снятся не милые дали, но Юга древние тайны.
Близится, близится время Последней Битвы:
Поля Карфагена новыми всходами стали.
В море застигнутый штормом, кому ты возносишь молитвы?
Время ли нынче о собственном думать спасеньи?
Близится, близится время Последней Битвы:
Трои руины под пеплом приходят в движенье.
Бог и небесная свита уже и не знают, как быть им.
Стой мирозданья вот-вот весь рассыплется в 'небыть.
Близится, близится время Последней Битвы:
Башни низринутой камни сами громОздятся в небо.
Только один не оставил ты детские игры,
Все пребывая в каком-то неясном томленьи:
Близится, близится время Последней Битвы -
Стан свой найди и приготовься к сраженью.
2000
Митридатизм
Mithridatisme*
Всем источается какой-то тайный яд,
Его влияние кругом себя ловлю я:
В движеньи воздуха, журчании ручья,
В сладких речах, в объятьях, поцелуях.
О сколько тех, кто отравиться рад,
Кого соблазном увлекла отруя**!
Их выдает нездешним блеском взгляд,
Невнятный голос, приступы безумья...
Но я, но я, - как прежде Митридат, -
Я к этим ядам с детства был приучен,
И мне они не причинят вреда:
Их дозировка - мой спасенья случай.
Я требую: ещё! ещё! ещё! ещё! ещё!
Я чувствую, как крепче стали крылья.
Я вижу струй теченье за плечом:
Я к небесам вспаряю без усилья.
С такой "закалкой" мне не страшен Ад,
Его один возьму его ж оружьем.
Его насельников, минуя райский сад,
На свет дневной я выведу наружу.
Ну, дождались. Ужо я вам воздам!
Носителям страданий и несчастий!
Растлителям, заядлым игрокам.
Ваш час настал. Теперь в моей вы власти!
Я буду вас судить своим судом,
Всех тех, кто этот мир наполнил ядом,
Кто с Божьим Градом уравнял Содом:
Я породнился духом с Митридатом.
В одном лице палач и адвокат
Своей рукой сам дозировку смерю.
Я кару увеличу тыщекрат:
Кто не умрет - тот обретет бессмертье.
*митридатизм - медицинский термин, означающий применение ядов в небольших,
возрастающих количествах с целью выработки у организма защитной реакции.
Назван по имени Боспорского правителя Митридата VI Евпатора, который таким
образом пытался обезопасить себя от отравления. По легенде, преданный своими
сподвижниками, был вынужден заколоть себя после неудачной попытке
самоотравления.
** (укр.) отрава.
Крым-Москва 2000-2001.
Мисхор. Зима 2001 года
Твой побег от зимы
взял привал
Здесь, в уютной ложбине Мисхора.
Как же так ты от мира устал,
Что пошёл на лишенья исхода!
Ты - у края, у края, у края.
Ты у самой границы миров.
В средостении Ада и Рая
Наконец-то обрёл себе кров.
Где русалок призывные плески,
Там, где зори ясны и чисты,
Где слетаются стаей созвездья
На ночь глядя послушать стихи.
Здесь, под грозным трезубцем Ай-Петри,
Под опекою бдительных львов
Ты задумал укрыться от века,
Переждать наступление льдов.
Что ещё захотел ты изведать,
Раз пустился от мира в бега?
У него ведь дозорные - ветры,
Что ведут легионы - снега.
С ними в сговоре чайки-иуды:
Чудь завидев срываются в крик
И гряды неприступные груды
На глазах вырастают сам-три.
Ты раскрыт! Ты себя обнаружил!
Мир измены твоей не простил.
Он пронзит тебя копьями стужи,
Облачит в хладный саван лавин.
Но вмешательство свыше есть чудо.
Не трезубец, но солнечный крест,
Воссиявши средь мрака и жути,
Тучи резко сгоняет с небес.
И опять воскресает пространство.
Даль как прежде ясна и чиста
И влечёт через Гаспру на Ласпи
Вся - преддверье прихода Христа...
2001
Перекоп
Белым защитникам Крыма
Окровавлен, в дыму коченеет закат,
Мы одни в опустевшем окопе.
Позади – милый Крым, впереди – пустота,
Мы на стыке миров – Перекопе.
Ещё можно уйти, только мы не уйдём,
Ведь за нами всё то, что нам свято:
И Россия, и Крым, и родительский дом,
Добровольческой роты солдатам.
Воевать пусть никто не обучен из нас,
Мы юны, не по форме одеты,
Всё ж скорее умрём, но исполним приказ:
Продержаться всю ночь до рассвета.
Ведь за нами не только и Крым, и страна,
И любовь, и пенаты родные:
Там Руси изначальной горят купола,
И Царь-града, и Айя Софии.
Всё сильней и плотнее сгущается мрак,
Ветер хлещет в лицо и над нами.
Всё теснее и ближе подходит к нам враг,
Выстилая пространство телами.
Вот под взрывы и вспышки болотных огней
Вся пропитана кровью и потом
На брустверы штыков, на кинжал батарей
Выползает по склону пехота.
И за Русь, за Россию, за дом и за Крым,
И за всё, что для них было свято,
Вниз шагнули с обрыва сквозь ветер и дым
Добровольческой роты солдаты…
Имена никогда не сотрут тех, что тут
Были ветром ноябрьским распяты,
Чтобы мог Перекоп, тот последний редут,
Стать передним краем атаки..
Всё яснее и реже становится дым
Южным ветром июньским согреты,
Впереди – Перекоп, позади – милый Крым
Мы одни в ожиданьи рассвета.
июнь 2006
Ялта (Диптих)
Памяти жертв расправ, учинённых большевиками в Ялте в 1920 и позднее,
где есть и наши родственники:
Косич Борис Николаевич, (1900-1920), солдат Белой армии.
Списки расстрелянных в Ялте
Видно боги наш мир покидая
Для одной им заветной мечты
За собой впопыхах не убрали
В новый мир золотые мосты.
Много минуло с тех пор столетий,
Много прОлилось крови и слёз,
Много кануло в тьму поколений,
Много мнилось и мало сбылось.
Здесь осталось всё так как и было,
Словно время взялось под уздцы:
На скрещении дали и были
В мир другой золотые мосты.
2002
Как хорошо быть расстрелянным в Ялте
С пулею в сердце скинутым в пропасть,
Хоть на мгновенье в свободном паденьи
Сравняться с орлами, стать горным эхом...
Также неплохо быть утопленным в Ялте
С камнем на шее сброшенным с мола
Сдружиться с приливом, стать
Пищей для крабов, музыкой моря...
Можно ещё быть повешенным в Ялте
И напоследок глонув ветра бриза
Обнять шею пальмы.
Стать кустом винограда, соком граната...
Но лучше всего распятым быть в Ялте
И возносясь в свободном пареньи
Меж крестов Златоуста, пролететь над яйлОю
Зрением новым окинув окрестность
Чтобы в назначенный час здесь воскреснуть.
1920-2007
Крымский тост
Дар напрасный, дар случайный…
А. Пушкин
Пью за тебя, печальный Крым.
Увы, с тобой мы разделимы:
Меж нами мрак, меж нами дым,
«Случайный» дар Екатерины.
Тебя я сразу не узнал:
Как будто что-то подменили
С тех пор, когда я осязал
В последний раз твои твердыни.
В моих глазах вопрос застыл:
Ужели все невосполнимо?
Ужели впрямь напрасен был
Тот щедрый дар Екатерины?
Но знаю: это все - тщета,
Еще с тобой мы повоюем
И в отражении щита
Еще узрим зарю былую.
Так отчего же мы грустим
Ты ж нам для радости дал вина?
Пью за тебя, прекрасный Крым,
Бесценный дар Екатерины!
Ялта, Крым, ноябрь-декабрь 2000
Заблудившийся лес
Les bois s'egarer*
Заблудившийся лес, босоногий влюблённый мечтатель,
Как ты лихо махнул чрез мосты и посты кольцевой!
Как вопрос затаивший припозднившийся робкий читатель,
Поджидаешь меня на пути по дороге домой.
Приблудившимся псом, осторожно ты дышишь мне в спину,
Словно втайне надеясь, что тебя заберу я с собой,
Или что бытия не тая истолкую причину
Расскажу тебе кто мы, и где мы, и в чём наша боль...
Заблудился и я, чем помочь тебе даже не знаю.
Много книг перечёл, только верный нашёл ли ответ?
Жизнь запутанней леса: в ней ни троп, и ни звезд. и ни знаков -
Только звук метронома, как мерно стучит дровосек…
Ты под окнами дома до утра ещё будешь слоняться
Но я окна зашторю, свет включу, снова в книги уткнусь
Только тени немые за портьерами будут метаться
Только звуки глухие бередить будут лёгкую грусть.
*Это стихотворение навеяно посещениями Национальной Библиотеки Франции, её
новым корпусом в Париже, где, кто знает, в центре между четырьмя зданиями
затерялся небольшой клочок леса.
1999
Меньшинство и
Большинство (Элегия)
Ведь только меньшинство, как мы,
По Эту Сторону Травы,
А большинство, увы, по ту...
Сквозь немоту и темноту
К нам тянут мириады рук
Не в силах проронить хоть звук.
Лишь только шелест лёгких крыл
Тех, кто по жизни ангел был.
2007
БЕН ЛАДЕН в МОСКВЕ
Возможно исполнение на мотив музыки А. Александрова
Бен Ладен въезжает в Москву на верблюде,
Как будто в столицу проникла чума:
Закрылись базары, попрятались люди
И лишь в Шереметьево2 - кутерьма .
А рядом, шагая в спокойствии чинном,
"Лошадку" ведет под уздцы не мужик:
Чечен с автоматом, джигиты в овчинах,
Сосед мой-татарин, узбек и таджик.
Из уст иерархов сочится не ладан,
В повестке Собора один лишь вопрос:
Коль скоро признать, что Мессия - Бен Ладен,
То кто же тогда, ...... , Христос?
А люд православный, "сумняшась" не слишком,
Зеленкой иcхитрясь кресты затереть,
Сосед мой-алкаш, мужики и мальчишки,
С утра обновляет дорогу в мечеть.
Что ищешь же ты, аравийский бродяга,
В стране, что один лишь шайтан не забыл?
-Хочу вашу Русь привести я к Аллаху,
Чтоб щедрость свою на нее он излил.
Всех ваших мужчин я обрежу "под корень",
А всем "голубым" вставлю в зад по штырю*.
Закон свой забудете "Вольному-воля":
На краже застал - руки вмиг отрублю.
Я russkih красавиц раздам по гаремам.
Чем им по панелям без толку шлынять,
Аллаху угодным займутся пусть делом:
Кривую рождаемости выпрямлять...
Молчат Александровск, Одесса и Харьков.
Ужель по-арабски свой гимн станем петь?
А русская грусть у семитского парня
Откуда? Откуда? И кто даст ответ?
-Лэш ла? Аш мин шафак, саййид Усама**.
Пусть это и странно, но все же - не жаль.
Ведь как-то встречала же Русь Чингисхана?
Пророк осенённый в Медину ж въезжал?
*это - весьма распространенный способ наказания пассивных
гомосексуалистов в исламе, при этом надо прибавить, что штырь -
раскаленный. С активными же поступают несколько гуманней.
** зд. Почему бы и нет? Вот мы и встретились, господин Усама(арабск).
2000
Политики и клоуны
Клоуны бывают рыжие и белые
А политики - правые и левые
Клоуны бывают тощие и жирные
А политики - жадные и лживые
Клоуны бывают потешные и важные
А политики - пустые и продажные
Клоуны бывают грустные, смешные
А политики - розовые, голубые….
Вот такой вот у меня вышел краткий списочек
Потому как в остальном, не вижу я различиев.
2006
Бандиты и элиты
Времена ныне мраком покрыты
Перепутались выход и вход:
Из бандитов входят в "элиту"
Из "элиты" выходят в расход.
2005
Молитва
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...
А. С. Пушкин
Среди безумия войны
Средь мира праздной суеты
Мой Бог, храни, меня, храни
Так, как способен только ты.
Ведь я ещё не все сказал
Ведь я лишь только начал жить
Ведь я впервые робко взял
Дар неба - золотую нить.
Я раньше был и глух и слеп
Я раньше был и глуп и нем
За призраком брёл след я в след
Вотще, не ведая зачем.
Я только начал прозревать
Иную даль в завесе дня
Лишь только стали проступать
Сквозь морок лики Бытия....
От наваждений, от тоски
От ночи чар, от злобы дня,
От недоговорённости
Мой Бог, храни, храни меня!
2007
Новые Русские (подражание Некрасову)
Новые русские люди -
сущие псы иногда
вышли они из холопов
и вот теперь - господа.
2006
Хотел бы стать я графом иль маркизом
Не знаю, только как тут лучше быть:
То ль по нужде ходить мне в царские сервизы?
То ль яйца Фаберже под кожу вшить?
2007
Настенное
Как тесны рамки Бытия!
Двухмерностью больны портреты
И грустно: может быть и я
В их галерее, как в палате
Прибит к стене я...
И что за плен: день ото дня
Бежать по кругу циферблата
По ходу стрелок...
Порой же кажется, что я -
Лист отрывной календаря...
1960-2007
Новый Байрон
Я - новый Байрон
Дайте ж денег, славы.
Я - новый Дант,
Но не пойду на паперть.
Я - Гёльдерлин,
Но не умру в дурдоме.
Я - Лермонтов,
Но я стреляю первым!
Подражание М. Ю. Лермонтову
Всё это было бы смешно, Когда бы было не со мной
...
1982
Данный проект, в известном смысле, родился из этого стихотворения, которое видилось
автором в качестве текста нового российского гимна.
Вместе с тем тема России вовсе не предполагает одного только патетического
(и зачастую весьма фальшивого) восторга, но и, как было от века в русской поэзии,
подразумевает высказывание критических, не всегда , возможно, приятных, истин.
Здесь мы собрали образцы нашей поэзии, имеющей прямое или косвенное отношение к
осмыслению темы Родины, России. Следует дополнить, что этот наш проект весьма ещё далёк от завершения... Игорь Косич сентябрь 2000 - 2007 |